
Цитаты, цитаты, цитаты

Является ли современная, особенно массовая культура, лишь цитатой того, что было
Фильмы и сериалы, в которых действующими лицами являются литературные герои широко известных произведений не являются редкостью. Режиссеры часто вдохновлялись литературными и историческими персонажами, помещая их зачастую в странный контекст. На то оно и кино, чтобы творить с уже хорошо знакомыми героями чудеса. Однако «Страшные сказки», три сезона подряд собиравший у экранов любителей готических историй, занимает особое место в этом ряду, поскольку черпает свой сюжет не из одного или даже нескольких литературных творений, а из множества готических романов и образцов английской романтической поэзии XIX в. Иначе говоря, это не сериал, а сплошная цитата. Впрочем, как часто это случается, цитата не всегда достоверная.
Начало третьего сезона примечательно еще исторической аллюзией, поскольку его история начинается ровно в тот осенний день 6 октября 1892 года, когда поздневикторианский Лондон облетела печальная весть о смерти любимца королевы лорда Альфреда Теннисона, повергшая почитателей его таланта не просто в уныние, но ставшая настоящей общественной травмой для всех тех, кто хоть
Ванесса Айвс, основной женский персонаж сериала, в самом начале первого сезона цитирует ‘In memoriam’ Теннисона, любимую поэму королевы Виктории: «Что лучше потерять любимых, / Чем не любить нам никогда." (‘Tis better to have loved and lost / Than never to have loved at all’.) Цитата неслучайная и символизирует начало поворота от чопорных викторианских нравов в сторону современного общества модерна с его раскрепощенностью и открытостью страстей. Страсти и страхи действительно овладевают каждым героем на протяжении сериала — все они одержимы призраками своего прошлого, но вместе с тем это персонажи, ориентированные в будущее. Викторианское общество было молодым обществом, и главные герои сериала, как правило, молоды и порой излишне увлечены своей молодостью. Кроме того, зрителем постоянно владеет атмосфера «сдвига», необычности и плавучести всего происходящего — то настроение, которое было так свойственно для жителей Британии того периода, когда по острову парадно шествовал машинный век.
Само название сериала «Страшные сказки» («Penny Dreadful») тоже является цитатой. Так назывался сборник историй, впервые появившихся в Лондоне в 1830 г. и ориентированный на британский средний класс. В этом смысле «Ужасы
Все сюжетные линии сериала строятся вокруг истории Дракулы, хотя само имя графа упоминается лишь изредка. Тимоти Далтон, появившийся в роли сэра Малькольма Мюррея, отца Мины (так зовут и героиню Брэма Стокера, и одного их персонажей сериала, павшую от действия монстров), олицетворяет охотника на вампиров Ван Хелсинга. В третьем сезоне появляется и доктор Сйюард, управитель лечебницы для душевнобольных из романа из романа о Дракуле, а в сериала —
Не обошли авторы сериала и классику викторианской эры — доктора Виктора Франкенштейна, о котором был уже снят не один фильм, в той или иной степени далекий от романа Мэри Шелли. В сериале юный естествоиспытатель Виктор Франкенштейн создает Калибана, человекоподобное существо, аналогичное тому, что в шекспировской «Буре» восстало против своего создателя и живущее в тайне от людей в театре, подобно Призраку оперы из романа Гастона Леру, впервые напечатанного в
Разумеется никакие аллюзии с готическими историями не могли бы обойтись без оборотней. Джош Харнетт, исполняющий роль Итана Чендлера, являет собой именно такого
Помимо литературных персонажей, авторы сериала часто вкладывают в уста своих героев строки из произведений Уильяма Водсворта таких как, например, «Ода отголоски бессмертия», или Джона Китса «Ода соловью»:
От боли сердце замереть готово,
И разум — на пороге забытья,
Как будто пью настой болиголова.
Как будто в Лету погружаюсь я.
(перевод Е. Витковский)
И Водсворт, и Китс были поэтами той эпохи, к которой обращаются авторы сериала, и оба сформировали тот поэтический и интеллектуальный климат, на котором в значительной степени выросла Викторианская Британия. А весь сериал словно овеян духами их поэзии.