Спросите историка
23.11.2015

Россия и США

Были ли в истории России периоды, когда большинство населения относилось к США столь же плохо, как в настоящее время? Если да, то чем это было вызвано?

Евгения Нерсесянц

 

Таким периодом была «холодная война», когда в условиях противостояния двух сверхдержав СССР и США (поэтому система международных отношений после окончания Второй мировой войны и называется биполярной) русские не сомневались в том, что их враг № 1 — Соединенные Штаты Америки. Образ США как врага использовался в СССР для консолидации общества и формирования советской идентичности (так называемый американский «Другой»). Зеркальная ситуация существовала в период «холодной войны» и в Соединенных Штатах. В этом широкомасштабном информационном противостоянии, в этой «холодной войне» образов критика противника была призвана подчеркнуть преимущества собственной системы. Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к карикатуристике, кинематографу, плакатам, художественной литературе времен «холодной войны».

Природа современного антиамериканизма также связана с использованием враждебного образа Соединенных Штатов для консолидации общества и для формирования национальной идеи. Этот антиамериканизм насаждается властью и пропагандируется государственными СМИ. Однако он укоренен и в общественном сознании россиян: это объясняется не только страхами и мифами времен «холодной войны», но и наследием 1990-х гг., когда российско-американские отношения стали асимметричными в силу отношения к России как к державе, побежденной в «холодной войне» (СССР как идеологическая, социально-экономическая, политическая система действительно ее проиграл). Этот антиамериканизм подпитывается комплексами, возникшими в результате травматического распада Советского Союза, ностальгией по утраченному статусу «великой державы». Российский социолог Алексей Левинсон верно заметил: «Америка — наш единственный „значимый Другой“. Соперничество с ним разворачивается в основном не на „настоящей“ мировой арене, а на ее отражении, которое существует в массовом сознании россиян. А там главное не в том, чтобы этого „Другого“ победить. Главное — быть в полной уверенности, что мы „не хуже их“ в некотором символическом (не собственно военном, не собственно экономическом) противостоянии. Поэтому все воображаемые доказательства равенства с США — в соперничестве ли, в союзничестве — с готовностью принимаются массовым сознанием…» (Левинсон А. Америка как значимый Другой // Pro et Contra. 2007. № 2 (36). Март—Апрель // http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2007/2/ProEtContra_2007_2_07.pdf).

Вместе с тем и в прошлом, и сейчас образ Америки в России — многослойный. Обращу внимание хотя бы на тот факт, что те, кто в России декларируют свою нелюбовь к США, с готовностью потребляют продукцию американской массовой культуры во всех ее проявлениях и не возражают против обучения своих детей в университетах США. Но ведь система американского образования как раз и прививает вкус к рыночной экономике и универсальным либеральным ценностям, которые в настоящее время не в чести в российском обществе. Если вернуться к истории «холодной войны», то можно найти немало примеров того, как, несмотря на господствовавший антиамериканизм, советские люди стремились лучше узнать Соединенные Штаты и продолжали восхищаться ее народом. В 1958 г. американский пианист Вэн Клайберн (известный в России как Ван Клиберн) одержал победу на Первом международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Американец не просто победил в конкурсе, организованном в Советском Союзе в разгар «холодной войны», но и покорил сердца жюри и советской публики, став для нее в одночасье и навсегда просто Ванечкой. В 1959 г. в Сокольниках прошла Национальная американская выставка, которая была задумана как демонстрация массовой потребительской культуры на службе человека (до этого в том же году прошла Советская выставка в Нью-Йорке, где экспонировалось все то, что, по мнению организаторов, могло свидетельствовать о научных и технических успехах страны Советов: от огромных фигур сталеваров до макетов искусственного спутника Земли, который издавал знакомые всему миру «бипы» советского спутника). Американская выставка в Сокольниках не оставила равнодушными советских людей, о чем свидетельствуют сохранившиеся книги отзывов посетителей. В Советском Союзе знали и любили американский джаз, несмотря на все гонения и знаменитую фразу: «Cегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». В июне 1962 г. накануне Карибского кризиса, поставившего мир на грань ядерной катастрофы, на Красной площади играл джаз Бенни Гудмена, приехавший в СССР в рамках программы «Послы американского джаза». И его выступление собрало толпы советских людей.

Как в период «холодной войны», так и сейчас российские СМИ предпочитают писать о негативных явлениях американской действительности. Если раньше советский интернационализм противопоставлялся американскому расизму («пусть у нас нарушаются права человека, зато у вас негров линчуют»), то теперь это, например, расовые беспорядки в ответ на убийство темнокожих американцев полицейскими, — как ответ на критику нарушения прав человека в России. Антиамерикански настроенные россияне с восторгом говорят о том, что она вновь названа американцами среди основных угроз национальной безопасности; правда, замечу, никто не говорит о ней в США, как о враге № 1. Боятся — значит уважают. Причины всплесков антиамериканизма в России и в прошлом, и в настоящем кроются не только в действиях США на международной арене и в нежелании учитывать национальные интересы России (хотя Соединенные Штаты есть за что критиковать, и сами американцы это отлично понимают, сделав провалы своей внешней политики на рубеже XX—XXI вв. предметом напряженной критической рефлексии), но и в особенностях российского менталитета, в традициях восприятия Соединенных Штатов Америки в СССР и в России.