Новости ВИО
02.07.2019

Основные идеи доклада «Историки в современной России: структура и самоопределение сообщества». Картирование исторического сообщества России: тезисы обсуждения

Задача доклада «Историки в современной России: структура и самоопределение сообщества» — определение роли историка в борьбе за коллективную память, характеристика профессии историка как производителя исторического знания.

Актуальность проекта диктуется значимостью исторической профессии в сегодняшней сложной ситуации, которую характеризуют:

1) незавершенность перехода от советского общества (как одного из вариантов обществ «реального социализма») к иной форме общественной организации, параметры которой не определены;

2) возобновившийся интерес к прошлому как со стороны общества, так и со стороны разнообразных игроков, пытающихся использовать историю в качестве инструмента обоснования того или иного общественного выбора, аргумента в актуальных политических дискуссиях;

3) слабая автономия научного сообщества в СССР, его разобщенность, высокая степень идеологизированности части социально-гуманитарных дисциплин в СССР, недостаточная интеграция российской гуманитарной науки в международные научные и образовательные процессы и институты;

4) трудности адаптации института науки в постсоветской России;

5) большое значение деятельности в сфере исторической науки, преподавания истории, трансляции исторических знаний для формирования идентичности общества.

Картирование исторического сообщества представляется важным не только для его дальнейшей самоорганизации, но и для его потенциальных и реальных контрагентов.

Среди контрагентов отметим:

  • гражданское общество России,
  • российские и международные медиа,
  • исторические сообщества других стран.

 

Намечаются следующие направления работы над докладом:

1. Определение основных групп сообщества историков России по параметрам:

• ведомственная принадлежность (ФАНО-РАН, вузы МВОН, другие вузы, архивы, музеи, библиотеки, школы, медиа и др.),

• типы деятельности (исследовательская деятельность, преподавание, просветительская деятельность, экспертно-аналитическая деятельность, вспомогательная деятельность и др.),

• предметы профессионального интереса (субдисциплины и темы)

• участие в различных структурах сообщества (ВИО, РИО, РВИО, общества преподавателей и др.)

профессионально-ценностные ориентации.

 

2. Картирование сообщества историков России с учетом выделенных параметров.

3. Обсуждение проблем профессионально-ценностных ориентаций как внутри сообщества, так и с представителями других сообществ.

Картирование исторического сообщества России

Тезисы обсуждения

  1. Сообщество в высшей степени раздроблено: академические учреждения, вузы, издательства и профессиональные издания, архивы, библиотеки и музеи, школы, гражданские структуры, медиа. Благодаря общности профессиональных интересов, «научных школ», научных и гражданских проектов и т. п. между различными группами существуют связи, но едва ли можно ожидать образования на этой основе единого сообщества.
  2. Сообщество существует как совокупность институтов, микросообществ, социальных сетей и т. д., работающих с историческим знанием, историческим сознанием и исторической памятью, но трудно говорить о наличии содержательного единства, обеспечивающего отчетливые и корректные с профессиональной точки зрения рамки взаимодействия.
  3. Различия профессиональных или гражданских позиций, не всегда заметные в силу удаленности многих членов сообщества от конфликтных сюжетов, могут в результате исследования стать более очевидными.
  4. Основным и едва ли не единственным общим знаменателем, обеспечивающим взаимодействие разных групп, могли бы быть именно принципы профессионализма, но они понимаются по-разному.
  5. Проект картирования исторического сообщества не сможет решить проблему создания единого сообщества, но может стать шагом к его постепенному формированию и к увеличению видимости разных частей сообщества для них самих и для внешних контрагентов: описывая общественную страту как сообщество, мы во многом это сообщество конструируем, побуждаем его членов так или иначе соотнестись с ним.
  6. В ходе исследования желательно обеспечить значительную полноту охвата в ядре сообщества и достаточную полноту — на периферии, под которой подразумеваются

школьные преподаватели и, кроме того, представители сообщества, действующие в сфере публичной истории (журналисты непрофильных медиа, непрофессиональные краеведы и т. п., вплоть до реконструкторов и поисковиков). К настоящему моменту респонденты отмечают увеличение роли публичной истории.

  1. В чем-то родственную задачу в другой сфере и с другими целями выполнила группа петербургских социологов во главе с Михаилом Соколовым, исследовавшая сообщество петербургских социологов. Но для них более значимым было аналитическое описание закономерностей функционирования этого сообщества (авторы, несомненно, понимали, что их исследование повлияет на самосознание сообщества российских социологов и на характер его дальнейшего существования). Наш проект преследует не столько научные, сколько социальные цели: увеличение обозримости и прозрачности сообщества как для его членов, так и для внешних контрагентов.
  2. Чтобы добиться такого увеличения, вопросы анкеты должны охватывать ряд принципиально важных моментов — от научных интересов респондентов до профессиональных основ их научной работы, от связей между учителями, учениками и коллегами одного «научного возраста» до гражданских воззрений респондентов и восприятия ими проблем исторической политики, их отношения к различным ассоциациям историков.
  3. Наличие анкеты не должно вводить в заблуждение: речь не идет о количественном социологическом исследовании.
  4. Методологический вопрос об описании институций возникает в связи с тем, что здесь трудно ограничиться принципом самоописания, положенным в основу персональных анкет. Типовая анкета институции подготовлена, но требует уточнения вопрос о том, как вовлекать в ее заполнение внутренних и внешних информантов. Намечены дальнейшие консультации по этому вопросу.
  5. Предварительные данные опроса свидетельствуют о значительном разбросе ответов чуть ли не по всем признакам (кроме вполне ожидаемой несколько большей соотнесенности с ВИО).
  6. Важным шагом в продвижении анкеты стала рассылка КГИ/ОГФ. Предстоит привлечение исторических медиа, организация обменников на партнерских сайтах, работа через узкие профсообщества (классики, востоковеды, медиевисты….), более прицельный охват значимых полуобособленных групп, участвующих в формировании ландшафта исторического знания. Были высказаны пожелания модификации и формального облегчения анкеты (с сохранением связности полей информации), а также более эффективного опроса учителей, поисковиков, реконструкторов и т. д. В процессе обсуждения упоминался вопрос о примыкающих исторических сообществах — постсоветских и, шире, постсоциалистических стран, историках других стран, занимающихся «россикой» и «советикой».

Был специально обсужден вопрос о методах сведения полученной информации: более понятных способах ее представления по легко формализуемым полям.

02.07.2019
Общее собрание ВИО 29 июня 2019 года
29 июня 2019 года в конференц-зале Комитета гражданских инициатив прошло очередное общее собрание Вольного исторического общества. Центральным пунктом обсуждения было сообщение члена Совета ВИО Бориса Долгина о подготовке доклада «Историки в современной России: структура и самоопределение сообщества. Собравшиеся…
02.07.2019
Анкета историка (пилотный вариант)
Анкета историка Просьба давать ответы достаточно развернуто, чтобы это в точности отражало Вашу позицию ФИО _____________________________________________________________ Год рождения______________________________________________________…
02.07.2019
Основные идеи доклада «Историки в современной России: структура и самоопределение сообщества». Картирование исторического сообщества России: тезисы обсуждения
Задача доклада «Историки в современной России: структура и самоопределение сообщества» — определение роли историка в борьбе за коллективную память, характеристика профессии историка как производителя исторического знания. Актуальность проекта диктуется значимостью исторической профессии в сегодняшней сложной…
02.07.2019
Анкета институции. Материалы к докладу ВИО «Историки в современной России: структура и самоопределение сообщества»
Анкета институции Научный институт, вуз, архив, музей, иное учреждение с историческим профилем, журнал, общественная организация Название Статус Время создания и основные этапы существования Численность профессиональных сотрудников (и учащихся) Основные и периферийные сферы исследовательской, преподавательской…
02.07.2019
Исследования исторического сообщества в России и за рубежом. Материалы к докладу ВИО «Историки в современной России: структура и самоопределение сообщества»
Исследования исторического сообщества в России и за рубежом Изучение современного состояния исторического сообщества России, существенно влияющего на коллективную память о прошлом и, соответственно, на возможные траектории общественного развития, невозможно без представления о трагической истории самого этого…